Интернет людей и Интернет вещей
Развитие Интернета происходило благодаря коммуникациям и подключения к сети новых узлов и появления новых сервисов - по схеме, задуманной еще в 70-х годах прошлого века. Для этого был задуман протокол IPv4, который позволял общаться до 4 миллиардов узлов сети (абонентов). Именно это ограничение сдерживало развитие коммуникаций нового поколения. С учетом роста населения Земли, появления нового протокола IPv6 и общего технологического прогресса к 2020 году в сети (при населении Земли до 9 млрд.человек) будет 25-30 млрд. подключенных устройств. И это будет уже не Интернет людей, а Интернет вещей (IoT).
Части обществе кажется, что Интернет вещей - это некое игрище, развлечение подростков, мода и повод похвастаться новинками. Это так и не так одновременно. Развлекательные вещи, действительно, чаще появляются по инициативе детей и подростков. Но концепция удобной функциональности и бытового комфорта <Умный дом> уже знакома большинству людей. За ней уже сейчас пытаются показать себя концепции <Умное здание>, <Умный район>, <Умный город>.
Менее известен "Индустриальный интернет вещей", который ориентирован на синхронную работу бизнес-устройств (датчиков, МФУ, мобильных АРМ диспетчеров ). Он позволяет передовым предпринимателям и компаниям не только <быть в курсе>, но и <управлять пульсом> бизнеса.
Другими словами, Интернет вещей делает нашу реальность интересней и продуктивней.
Пути развития Интернета вещей
Умные коммуникационные способности появляются у вещей не сразу, а только если в них закладываются вычислительные мощности. И здесь есть два стратегических пути развития:
Развитие на базе контроллеров - это новые предметы, способные решать специализированные и несложные задачи (считать пульс, измерять расстояние, проверять наличие). Научить вещь решать ДРУГУЮ задачу почти невозможно. Эти вещи работают по правилам <прошивки> и подконтрольны специалистам-электронщикам. Такие вещи компактнее, проще и дешевле. Они способны получать информацию по портам, но они не универсальны и не способны к получению новых знаний и требований от потребителя. Именно с контроллерами (например, продукцией Arduino) в кружках робототехники возятся дети, собирая шевелящееся чудо, которое может толкнуть мячик или взять карандаш.
Развитие на базе микрокомпьютеров - это вещи, в основе <разума> которых лежит полноценный одноплатный компьютер (например, Raspberry Pi) с операционной системой, способной вести диалог с пользователем (не электронщиком). У таких вещей есть полноценный интерфейс выхода (например, можно подключить к телевизору) и привычный периферийный интерфейс ввода (например, клавиатура). В результате становится возможен диалог с пользователем, написание программы для решения сложной задачи, а также переключение на решение другой задачи (например, слежение за температурой и системой автополива теплиц с разными климатическими требованиями). Но в руках обычного потребителя (в масштабе одного экземпляра, требующего индивидуального внимания) умная вещь становится увлечением, а не источником прибыли.
Интернет вещей глазами бизнеса
Бизнесмен, в отличие от обывателя, обязан сопоставлять стоимость приобретения и владения умной вещи с той выгодой, которую эта вещь способна принести. Производство и реализация самих вещей может приносить прибыль (но в производстве вещей мы очень отстаем от Китая и прочих стран) или Интернет вещь позволяет организовать новый ценный сервис. К тому же Интернет вещей требует профессионального внимания за состоянием инфраструктуры и условиями функционирования. Поэтому бизнес сдержан и осторожен с инвестициями в проекты Интернет вещей.
Ответственность и риски Интернета вещей
Что может сделать вышедший из строя дрон над общественным мероприятием, а автомобиль, который ориентируется по интеллектуальным датчикам, определяющим геометрию дорожной полосы, а аппарат автоматической выдачи больному нужной таблетки? Пользователи Интернет вещей не всегда готовы к отказам (например, потерям связи). Поэтому разработчики должны не просто сделать вещь, но и обеспечить отказоустойчивость и адаптивность работы к изменившимся условиям.
Заменяя человека в делах, вещи и их создатели принимают на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, о которой мало кто задумывается. Риски для жизни и здоровья, несогласованная видеосъемка, случайное разглашение персональных данных и многое другое могут погубить любую карьеру технических специалистов, не уделивших внимание правовым рискам и их последствиям.
Проблемы отраслевого развития
Развитие отрасли Интернет вещей происходит неуклонно, но оно всегда связано с решением пяти базовых проблем:
- как раздобыть (выбрать готовую или спроектировать новую) подходящую вещь;
- как сделать эту вещь и работу с ней безопасной и надежной;
- как организовать передачу полезных данных;
- куда и как сохранять эти данные для обработки;
- как защитить полученные данные
Комплекс проблем не решается самостоятельно, а требует внимания группы специалистов.
Виртуальная и дополненная реальность
Природа человека такова, что люди запоминают 20% того, что они видят, 40% того, что они видят и слышат и 70% того, что они видят, слышат и делают.
Мы понимаем, что виртуальная реальность (VR) - это созданный техническими средствами мир. Для большинства населения - это забавная иллюзия и развлекательный обман восприятия. Но для других людей, способных мыслить не только настоящим, виртуальная реальность становится средством демонстрации будущего.
Виртуальная реальность (VR) требуется далеко не всегда. В большинстве случаев можно обойтись более скромными и оперативными проектами дополненной реальности (AR) и соединить виртуальные элементы с точным образом реального мира. В результате наблюдатель в очках дополненной реальности на реальном пространстве рабочего места получает в виде проекций на очки параметры ключевых объектов реального мира (паспорт агрегата, график обслуживания, плашки подписей или видео-инструкции по сервису). При правильной интеграции с ИС бизнеса системы AR значительно ускоряют процессы обслуживания и диспетчирования.
Будущее покажет, какое направление Интернет вещей получит наиболее бурное развитие, но передовой бизнес уже сейчас привлекает экспертов и применяет новые разработки для повышения эффективности работы сотрудников.